Объекты культурного наследия

Земля вокруг станции Канатчиково

В первой половине XIX столетия территория у реки Чура и Андреевского оврага была владением Бекетовых. Эта местность не входила в черту города, представляла собой земли, редко застроенные подмосковными селами и деревнями. Территория считалась уездной и управлялась московским уездным земством. По существу это была московская городская окраина по характеру занятий ее населения.
С середины XIX века имение Бекетовых перешло к промышленнику Канатчикову, устроившему в бывшем жилом усадебном доме Бекетовых текстильную фабрику.
В 1868 году имение было куплено городом для строительства скотобойни. Однако бойни так и не были устроены из-за разногласий в Городской думе. В итоге комплекс Московских городских боен был открыт за Покровской заставой, в Калитниках. На месте купленной городом усадьбы «Канатчиковой дачи» хотели устроить городской парк, но и этому проекту не суждено было осуществиться.
В 1894 году по инициативе Московского городского головы Алексеева Н.А. при финансовой поддержке купца и мецената Ф.Я. Ермакова на месте «Канатчиковой дачи» была открыта городская психиатрическая больница. Больница получила название по имени инициатора ее постройки, однако некоторое время в народе и даже на картах еще сохранялось название «Канатчикова дача» в память о прежнем владельце. В 1904-1906 годах больницей заведовал П. Кащенко - известный русский психиатр, активный участник Первой русской революции. С 1922 по 1994 года психиатрическая больница носила имя П. Кащенко
В 1903-1908 годах по южной границе современного района прошла Окружная железная дорога. Вблизи Канатчиковой дачи была построена станция Канатчиково. В 1917 году Окружная железная дорога официально стала границей Москвы и район, окружающий станцию Канатчиково, вошел в состав города.

Московская окружная железная дорога

В период промышленного подъема Московский железнодорожный узел был перегружен. Очередь из вагонов на разгрузку выстраивалась на несколько верст. Транзитный груз по Москве перемещался гужевым способом. Для упрощения и удешевления перевозок было решено проложить кольцевую железную дорогу.
7 ноября 1897 года на Особом правительственном совещании Николай II «высочайше признал желательным» строительство Московской Окружной железной дороги. Из 13 конкурсных проектов был одобрен вариант инженера П.Рашевского, который предложил проложить двухпутное кольцо длиной 54 километра с постройкой станций и остановочных пунктов:
  • Лихоборы
  • Владыкино-Московское
  • Ростокино
  • Белокаменная
  • Черкизово
  • Лефортово
  • Андроновка
  • Угрешская
  • Кожухово
  • Канатчиково
  • Воробьёвы горы
  • Потылиха
  • Кутузово
  • Пресня
  • Военное поле
  • Серебряный Бор
  • Братцево
От станций шли ветки к промышленным предприятиям для доставки местных грузов. Общая длина пути составляла 145 километров.
Согласно указанию Николая II дорога должна был «иметь своеобразный первопрестольной столице вид».
В создании проекта участвовали П.И.Рашевский, А.Н.Померанцев, Н.В.Марковников, И.М.Рыбин. Технической стороной дела руководил глава мостостроения Н.А. Белелюбский и профессор Л.Д. Проскуряков. Архитектурно-художественной стилистикой всех станций, дорожных сооружений, порталов мостов занимался профессор Императорской академии художеств А.Н. Померанцев, автор Верхних торговых рядов (ГУМ).
Железная дорога проходила лесами, болотами, пашнями, по дачной местности, на некоторых участках - по промышленным землям, примыкающим к фабрикам и заводам, в южной части - недалеко от жилых кварталов. Кольцо связало исторические пригороды Москвы, крупные фабрики и заводы, снизило нагрузку на центральные станции.
Всего было построено:
  • 14 станций
  • 2 остановочных пункта
  • 3 телеграфных поста
  • 72 моста
  • 30 путепроводов
  • 185 водопропускных сооружений
  • 19 пассажирских зданий
  • 11 путевых казарм
  • 21 полуказарм для рабочих
  • 87 сторожевых домов
  • 30 жилых домов, оборудованных водопроводом и канализацией
  • 2 дома для дежурных паровозных и кондукторских бригад
  • 2 приёмных покоя
  • 2 бани
  • 14 пакгаузов
Пассажирские здания располагались внутри кольца, со стороны города, а товарные платформы, пакгаузы, станционные пути – с внешней стороны. Все строения представлены в Альбоме исполнительных типовых чертежей Московской Окружной Железной дороги, 1903-1908 гг..
Станционные строения различны по характеру форм и деталей, но, несмотря на это, все они объединены в уникальный ансамбль близких по стилю построек. Единству способствуют и небольшие по нынешним понятиям размеры построек, их камерность, соизмеримость деталей с общими объемами. Здания облицованы красным отборным кирпичом. Карнизы, пояски и цоколя оштукатурены портландским цементным раствором и выкрашены в белый цвет. Черепица для крыш закупалась в Марселе и Варшаве. Интерьеры служебных и жилых зданий были выполнены с большим вкусом, согревали их голландские и русские печи, изысканная мебель из дуба, часы "электрические и пружинные" были поставлены известной швейцарской фирмой "Павел Буре". Несмотря на типовые проекты многих зданий, каждая станция - концентрированный архитектурный образ особенностей той местности, где она располагалась. В итоге кольцо стало не просто функциональным промышленным объектом, но и архитектурным шедевром.
19 июля 1907 по дороге прошёл первый поезд. Регулярное пассажирское движение было открыто 20 июля 1908.

Станция Канатчиково

Станция Канатчиково была расположена на 32-й версте Окружной железной дороги. Она была спроектирована для увеличения товарной связи с Павелецкой железной дорогой. Станция предназначалась для перевода движения на Рязанско-Уральскую железную дорогу при помощи веток:
  • № 20 - соединяла Окружную железную дорогу с разъездом Коломенское. Использовалась для подвоза каменного угля с "Донбасской сверхмагистрали" (так в 1930-е годы называли Павелецкое направление) к московской ТЭЦ-20, вступившей в строй в 1952 году. Ветвь № 20 имела спуски и подъемы, и для облегчения тяги поездов была электрифицирована на переменном токе в начале 1960-х годов. Это единственный случай использования переменного тока для тяги поездов на Московском узле. В 1980-е годы, после перевода ТЭЦ-20 на газ, электровозы отставили от работы, а контактную сеть разобрали, оставив лишь несколько опор
  • № 21 - соединяла Окружную железную дорогу с товарной станцией Москва той же дороги
Станция предназначалась для пассажирского, товарного движения, а также для обмена вагонами с Рязано-Уральской железной дорогой (ныне Павелецкое направление Московской ж/д) через соединительные ветви № 20 и 21.
В первоначальном проекте предполагалось размещение остановочного пункта Котлы в районе бывшего одноименного села, которое в 1900 году разделила Павелецкая ж.д. Однако от этого проекта в итоге отказались, и весь товарный поток с радиального железнодорожного направления пошел в сторону Канатчиково.
Ансамбль железнодорожной станции Канатчиково включал в себя пассажирское здание вокзала, жилые дома, сторожевой дом, будку центрального управления стрелками и сигналами. Со стороны железнодорожного полотна, слева и справа от здания вокзала располагались небольшие служебные помещения — пакгауз и ретирада. Здание ретирады (общественной уборной) представляло собой каменное одноэтажное сооружение, разделенное на мужскую и женскую половины с помещением ламповой. С противоположной стороны, находилось здание для багажа — одноэтажный кирпичный пакгауз на каменном фундаменте, покрытый черепицей. Перрон освещали симметрично расположенные фонарные столбы.
Со стороны Канатчиковского проезда Пассажирское здание было одноэтажным, со стороны путей - двухэтажным из-за перепада рельефа.
Пассажирское здание. Фасад со стороны путей
Пассажирское здание. Фасад со стороны подъезда
Над входом висит сохранившаяся табличка, сообщающая высоту над уровнем моря: 66,30 саженей над уровнем моря, т.е. 132,6 метров:
В жилых домах располагались квартиры персонала вокзала: телеграфистов, составителей поездов, начальника станции и его помощников
Жилой дом на ст. Канатчиково. Фасад главный (со стороны путей)
Жилой дом на ст. Канатчиково. Фасад боковой (северо-западный)
Жилой дом на ст. Канатчиково. Фасад главный (со стороны путей)
Жилой дом на ст. Канатчиково. Фасад боковой (юго-восточный)
Перед вокзалом сохранились восемь оригинальных фонарей 1908 года. Два фонаря, в виде бра возле входа с платформы, были утрачены.
Сторожевой дом
Слева забор, за ним строится "Оптика". За людьми – сторожевой дом. В настоящее время здание утрачено, на его месте располагается современное 2-х этажное строение.

Будка центрального управления стрелками и сигналами
Снимок сделан в начале мая 1996 г. В левой части кадра - пассажирский вагон, снятый с колес и используемый в качестве бытовки. Вагон ненамного новее типового здания стрелочного поста, построенного, как и вся дорога, между 1903 и 1908 годами. Мог бы стать экспонатом железнодорожного музея на Рижском вокзале, но не стал. Перед вагоном и стрелочным постом рельсы соединительной ветви между станцией и заводом им. Орджоникидзе.

Пакгауз
Помещение пакгауза (так в начале XX века называлось помещение для хранения коммерческого багажа и товаров) было перестроено, но исходный стиль строения угадывается.
Ретирада (Здание уборной)

Нарушения законодательства об охране объектов культурного наследия

16.05.1997 все перечисленные объекты, а также казарма и путепровод были выявлены в качестве объектов культурного наследия (Протокол Экспертной комиссии по объектам, расположенным к постановке на государственную охрану в качестве памятников истории и культуры г. Москвы №82), после чего в 2002 году повторно признаны выявленными объектами культурного наследия. (Протокол заседания Экспертной комиссии по недвижимым объектам наследия и их территориям №140/84 от 23.10.2002).
28.12.1999 Постановлением Правительства Москвы №1215 были утверждены
  • охранная зона объектов культурного наследия №348. Текстовое описание зоны представлено ниже, графическое описание отсутствует: «Граница охранной зоны памятника истории и культуры проходит (по линии застройки, включая фасады зданий) вдоль владения 21 по Канатчиковскому пр., пересекает Канатчиковский пр., далее вдоль железнодорожных путей МК МЖД и платформы "Канатчиково", пересекает Канатчиковский пр.»
  • зона регулируемой застройки №40. Текстовое описание зоны представлено ниже, графическое описание отсутствует: «Граница проходит по четной стороне 4-го Верхнего Михайловского пр., пересекает 1-й Рощинский пр., далее по четной стороне ул. Новая Заря, пересекает 4-й Рощинский пр., далее по нечетной стороне 4-го Рощинского пр., пересекает Загородное шоссе, далее по нечетной стороне Загородного шоссе, пересекает железнодорожные пути МК МЖД, далее вдоль железнодорожных путей МК МЖД, пересекает ветку МЖД, далее по нечетной стороне ул. Вавилова, далее пересекает квартал по юго-западной стороне внутриквартального пр. (по юго-западной границе владения 3 по ул. Вавилова), далее по четной стороне 5-го Донского пр., пересекает 5-й Донской пр., далее по нечетной стороне Поперечного Верхнего .Михайловского пр., пересекает Поперечный Верхний Михайловский пр. до 4-го Верхнего Михайловского пр.»

27.09.2016 приказом Департамента культурного наследия №727 пассажирское здание вокзала, жилой дом, пакгауз, ретирада и 8 фонарных столбов было решено внести в единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации в качестве объектов регионального значения. В отношении второго жилого дома, сторожевого дома и будки управления стрелками и сигналами было принято решение о нецелесообразности о включении в реестр и исключении из перечня выявленных объектов культурного наследия.

Согласно п. 19 Постановления Правительства Москвы от 27.10.2015 N 700-ПП "Об утверждении Положения о включении выявленного объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения или объекта культурного наследия местного значения» «Департамент в срок не позднее 30 рабочих дней с даты принятия решения, указанного в пункте 9.1 настоящего Положения, направляет в Министерство культуры Российской Федерации сведения, указанные в пункте 2 статьи 20 Федерального закона, для регистрации объекта культурного наследия регионального либо местного (муниципального) значения в Реестре». На 15.12.2017 сведения об объекте культурного наследия регионального значения (станция Канатчиково) в Министерство Культуры с целью регистрации в едином государственном реестре объектов культурного наследия народов Российской Федерации переданы не были. 27.12.2017 – более чем через год после принятия соответствующего решения сведения об объектах культурного наследия Мосгорнаследием были внесены в информационную систему «единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации». Приказом Минкультуры России от 27.12.2017 №138373-р ансамблю присвоен регистрационный номер в реестре.

В соответствии со ст. 34 Федерального закона 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в отношении объектов культурного наследия устанавливаются защитные зоны - территории, которые прилегают к включенным в реестр памятникам и ансамблям и в границах которых в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия и композиционно-видовых связей (панорам) запрещаются строительство объектов капитального строительства и их реконструкция, связанная с изменением их параметров. Границы защитной зоны для ансамбля, расположенного в границах населенного пункта - 150 метров от внешних границ территории ансамбля. Строительство Нескучного Home&SPA непосредственно попадает в защитную зону станции Канатчиково.

Защитная зона прекращает существование со дня утверждения проекта зон охраны такого объекта культурного наследия. Департамент культурного наследия рьяно доказывает нам, что охранная зона в отношении ансамбля станции Канатчиково была утверждена Постановлением 1999 года. Схему предлагаемой охранной зоны можно увидеть в выписке из городского реестра недвижимого культурного наследия. Как мы можем видеть, выявленные объекты никак не ходят умещаться в предлагаемую зону, из ее границ вываливается аж целый дом. Получается странная ситуация: охранная зона устанавливается в целях сохранения объекта культурного наследия и его исторической среды, однако объект культурного наследия в эту зону не входит. Парадокс, противоречащий самой сути ФЗ Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", что бы ни говорил Департамент культурного наследия.

Режим использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности, в том числе единой зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности, устанавливаются с учетом следующих требований:
  • ограничение строительства, необходимое для обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде, в том числе касающееся размеров, пропорций и параметров объектов капитального строительства и их частей, использования отдельных строительных материалов, применения цветовых решений;
  • ограничение капитального ремонта и реконструкции объектов капитального строительства и их частей, в том числе касающееся их размеров, пропорций и параметров, использования отдельных строительных материалов, применения цветовых решений;
  • обеспечение визуального восприятия объекта культурного наследия в его историко-градостроительной и природной среде;
  • ограничение хозяйственной деятельности, необходимое для обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историко-градостроительной и природной среде;
  • сохранение качества окружающей среды, необходимого для обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историко-градостроительной и природной среде;
  • соблюдение требований в области охраны окружающей среды, необходимых для обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом и ландшафтном окружении, а также охраняемого природного ландшафта;
  • иные требования, необходимые для обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историко-градостроительной и природной среде.
Несмотря на то, что 5 Донской проезд попадает в зону зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности Департамент культурного наследия Москвы выдал заключение от 19.12.2016 № ДКН-16-24-3313/6, на основании которого Москомархитектуры выдал свидетельство об утверждении Архитектурно-градостроительного решения по проекту многофункциональной жилой застройки на 5 Донском проезде.

Дальше больше - согласно п. 18 Постановления Правительства РФ от 12.09.2015 N 972 Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия:
  • информация о границах зон охраны объекта культурного наследия (объединенной зоны охраны) в обязательном порядке размещается в федеральной государственной информационной системе территориального планирования
  • направляется в орган кадастрового учета для внесения в государственный кадастр недвижимости
  • утвержденные границы зон охраны объекта культурного наследия (объединенной зоны охраны) обязательно учитываются и отображаются в документах территориального планирования, правилах землепользования и застройки, документации по планировке территории.

Согласно ответу Филиала Федеральной кадастровой палаты по Москве от 04.09.2017 №210/24216 документы для внесения в ЕГРН сведений об охранной зоне в кадастровую палату не поступало. Согласно Постановлению Правительства Москвы № 120-ПП от 28.03.2017 Проект землепользования и застройки (ПЗЗ) города Москвы не содержит границ охранной зоны №348.

Согласно регламенту размещения и содержания указателей улиц и номеров домов на зданиях, строениях и сооружениях в городе Москве, утвержденному Распоряжением ДЖКХиБ Москвы №05-14-328/4 от 14.10.2014 «Номера домов, зданий, сооружений на домовых указателях указываются согласно Адресному реестру зданий и сооружений города Москвы». Давайте рассмотрим ситуацию с адресами, присвоенными объектам культурного наследия станции Канатчиково.
Согласно письму МосгорБТИ от 22.11.2017 №ИС-ГР-13546/17 сведениями о присвоении объектам недвижимости адресов:
  • Канатчиковский проезд, б владение 1
  • Канатчиковский проезд, бА
  • Канатчиковский проезд, бВ
  • Канатчиковский проезд, 7 строение 3
  • Канатчиковский проезд, 21В
МосгоБТИ не располагает, в Адресном реестре объектов недвижимости Москвы они зарегистрированы не были.
В итоге получается:
  • не совсем понятно какие именно объекты были признаны объектами культурного наследия, поскольку адрес и расположение объектов не совпадает
  • указатели, размещенные на зданиях противоречат Адресному реестру зданий и сооружений города Москвы
В отсутствии данных об охранной зоне в ПЗЗ это может привести к сносу или незаконной перестройке объектов культурного наследия, к разрушению объектов культурного наследия вследствие воздействия капитального строительства на близлежащих участках.

Если верить указателю в жилом доме по адресу Канатчиковский проезд, 7 располагается ГКУ «Канатчиково» (учреждение для содержания иностранных граждан с несовершеннолетними детьми), однако согласно выписки из ЕГРЮЛ это учреждение прекратило еле 12.12.2017 и сейчас согласно выписке из ЕГРЮЛ по данному адресу располагается ГБУ Специализированная школа «Шанс» (учреждение для обучающихся с общественно опасным поведением). Вероятно именно такое направление использования здания, двухметровый забор вокруг здания и строительство семидесятиэтажных небоскребов на 5 Донском призваны обеспечить доступность объекта культурного наследия в целях его экспонирования, сохранения его традиционного визуального восприятия с основных видовых точек и смотровых площадок в соответствии с приказом Департамента культурного наследия №727 от 27.09.2016.
Еще одни момент, который требует внимания – сохранность выявленных объектов культурного наследия. Как уже говорилось ранее, объекты были выявлены в 1997 году и лишь в 2016 году было принято решение об исключении части объектов из перечня выявленных объектов.
Согласно Постановлению Совмина СССР от 16.09.1982 (ред. От 29.12.1989 с изм. От 25.06.2002) «Об утверждении Положения об охране и использовании памятников истории и культуры» «Вновь выявленные объекты, представляющие историческую научную, художественную или иную культурную ценность, зарегистрированные в списках вновь выявленных объектов, до решения вопроса о принятии их на государственный учет как памятников истории и культуры подлежат охране в порядке, предусмотренном действующим законодательством об охране памятников истории и культуры.» «Снос, размещение и изменение недвижимых памятников истории и культуры запрещается…»

Несмотря на требования Положения об охране и использовании памятников истории и культуры в начале 2000х:
  • Сторожевой дом был снесен, на его месте было возведено двухэтажное кирпичное здание. Во вновь возведенном здании по адресу, отсутствующему в Адресном реестре объектов недвижимости Москвы, зарегистрированы ООО "МАСТЕНАРИУМ" (ОГРН 1157746588933), а также ООО "ОЛЕКМА" (ОГРН 5157746150447), ООО "ЭВРИКА ФИЛЬМ" (ОГРН 5107746028616), ООО "ТД АРКАДА" (ОГРН 1127747150552), ООО "ЭКСПОЛЭНД" (ОГРН 1067761863070), ООО "СТ-МЕДИА" (ОГРН 1057748807588), ООО "ПЕЛИКАН МЕДИА" ОГРН (1027739358767), ООО "ЮГКОНСЕРВПРОД" (ОГРН 1116440000951), ООО "ВАНДЕРМЕД" (ОГРН 1107746789017)
  • Жилой дом (Канатчиковский проезд, 21А согласно пиказу) был переделан до неузнаваемости, распознать его можно только по расположению окон со стороны главного фасада
  • Будка центрального управления стрелками и сигналами была значительно изменена. Согласно выписке из ЕГРН сведения о собственнике объекта недвижимости по адресу улица Вавилова, дом 5Б отсутствуют, в здании располагается нигде не зарегистрированный отель, салон красоты и зарегистрированный прокат фургонов ООО "УСПЕХ И ПРОЦВЕТАНИЕ"
Использованные источники:
https://deadokey.livejournal.com/257079.html
http://www.mosculture.ru
http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=19272
https://um.mos.ru/houses/stantsiya_kanatchikovo_mozhd/

За иллюстрации спасибо Алексею Денисову и ресурсу https://pastvu.com